В последнее время использованием личности как бренда уже никого не удивишь. Персональный брендинг активно функционирует наряду с брендами товаров или услуг. Особенно важен этот аспект для известных личностей – представителей шоу-бизнеса, политиков, спортсменов, руководства известных компаний, первых лиц в сфере услуг. Недавно актуальным стало признание имени блогера как бренда, что позволяет хорошо зарабатывать на рекламе. Таким образом, персональный брендинг является хорошим инструментом заработка, а значит, нуждается в защите в рамках патентного и авторского права.

Персональный бренд: необходимая правовая защита

Персональный бренд известных людей – один из главных факторов, влияющих на их заработок. Обычно в основе конкретного бренда лежат личностные достижения конкретного человека – сформированный имидж, имеющиеся знания, неординарная харизма и др.

Как показывает практика, прибыль от использования личности как бренда на телевидении, в рекламе, в развлекательных мероприятиях приносит намного больше прибыли, чем занятие непосредственно профессиональной деятельностью. В качестве примера можно использовать опыт Марии Шараповой – известной российской теннисистки, которая, тем не менее, за год заработала профессиональной деятельностью 1 млн. долларов, а использование своего имени как бренда принесло девушке 23,5 млн. Кроме этого, еще в 2010 году Шарапова подписала 70-миллионный контракт с компанией Nike. А в 2012 году стартовало производство шоколада и жевательного мармелада под товарным знаком Sugarpova (Шарапова), что тоже неплохо пополнило бюджет теннисистки.

Основные способы защиты персонального бренда

«Камнем преткновения» в защите персонального бренда является отсутствие понятия «имидж» в юридической терминологии РФ. Таким образом, в процессе защиты личного бренда используют косвенные категории. Их в российском законодательстве есть несколько:

  • авторское право, ст.1255-1302, ч.4 ГК РФ, ст.4 Конституции (исключительное право на произведение);
  • защита чести, достоинства и деловой репутации, ст.152 Гражданского кодекса РФ;
  • защита личного бренда как товарного знака;
  • защита средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности, ст. 1225,1229 ч.4 ГК РФ.

Особо важные положения прописаны в п.9 (1,2 подпункты) ст.1483 Гражданского кодекса РФ. Речь идет о запрете регистрации товарных знаков, идентичных названиям известных произведений искусства и науки, содержащих элементы личного бренда (имя, псевдоним, монограмму, подпись или портрет) известной личности без ее согласия (или согласия ее наследников).