Афазия определяется как приобретенное неврологическое расстройство, включающее расстройство (или потерю способности) формирования речи или понимания. Это состояние чаще всего возникает как осложнение инсульта, травмы или растущей опухоли.
Как реабилитировать пациентов с афазией?
В лечении афазии основную роль играет неврологическая реабилитация, которая позволяет пациенту иметь возможность устно общаться с окружающей средой.
Что такое афазия?
В доминирующем полушарии человека есть особые части коры головного мозга (так называемые центры), отвечающие за понимание и создание речи. Два главных центра расположены в лобной коре — центр движений Брока (ответственный за создание речи) и во временной коре — сенсорный центр Вернике (понимание речи).
В случае повреждения какой-либо среды (или других структур, вовлеченных в развитие речи) связь нарушается, причем симптомы зависят от места повреждения. Таким образом, повреждение сенсорного центра проявляется беглой речью с правильной мелодией, но с многочисленными неологизмами (как будто пациент свободно говорит на иностранном языке), тогда как повреждение локомотивного центра приводит к потере речевой беглости, искажает его мелодию и характеризуется лексической бедностью.
Афазия — это состояние, при котором пациенту трудно или невозможно вернуться к своим профессиональным и социальным ролям, и, как следствие, он может вызвать депрессию и значительное снижение комфорта жизни.
Афазия является тяжелым нарушением речи. Больше информации про тяжелые нарушения речи (ТНР) можно узнать здесь.
Какова роль терапевта в лечении пациентов с афазией?
Основное бремя проведения терапии лежит на квалифицированном логопеде. Терапевт начинает работу с подробной диагностики. Следует отметить, что пациент не всегда должен знать о нарушениях речи, которые у него есть.
В разговоре с пациентом терапевт оценивает способность создавать и понимать речь, в том числе понимать звуки, используя грамматические формы, словарный запас, просодию и артикуляцию.
Сама терапия включает в себя не только диагностику нарушений и выполнение соответствующего комплекса упражнений, но и мотивацию пациента и его семьи в процессе реабилитации. Собственная мотивация пациента и сотрудничество с семьей играют основополагающую роль в терапии.
Каковы правила терапии?
Программа реабилитации должна подбираться индивидуально в зависимости от состояния пациента, предрасположенности, возраста и степени мотивации. Важно начать занятия рано в больничной палате. Во время терапии оценивается сложность отдельных задач, что стимулирует пациента к усилиям и достижению прогресса. Терапия может быть дополнена не языковыми программами (например, музыкальной терапией) и требует сотрудничества с другими специалистами.