Служба в церкви на Пасху начинается в полночь и продолжается до самого утра. Ее начало означает начало праздника. Эта служба особенная — она легкая и праздничная. Посетив ее, на душе становится светло и по-особенному торжественно. Остается только узнать подобности о том, как проходит служба в церкви на Пасху.

Синонимами Пасхи являются также такие названия, как Христово Воскресенье, Светлый День и Зеленые Святки. Христиане особо чтят этот светлый праздник – самое главное и важное воскресенье года, когда произошло воскрешение Иисуса из мертвых. Пасха является олицетворением победы Жизни и Любви. В этот день Церковное богослужение лучезарное и радостное, как и настроение прихожан, посетивших его.

 Итак, как проходит служба в церкви на Пасху

Основная часть службы проходит с 11.30 до 4 часов утра. В такую торжественную ночь храмы, как правило, все переполнены. Прихожанам, которые хотят попасть на богослужение, надо выйти из дома заранее, чтобы было место.

Храмы украшают белыми цветами, священнослужители облачаются в торжественные одеяния, другие служители церкви тоже празднично одеты. В эту ночь пение радостное и легкое, горит множество свечей и в их свете золотятся таинственно оклады икон. Служба идет в сопровождении Благовеста – особенный колокольный перезвон.

Куличи, пасхи и другую снедь лучше сходить и освятить в субботу, т.е. заранее. В течение пасхальной службы сделать это будет очень сложно по причине огромного количества народа.

В алтарь, когда останется полчаса до полуночи, через Царские врата на своих головах священник и диакон внесут полотно, изображающее Христа в гробу – это плащаница. Ее полагают на престоле, где она располагается до отдания Святой Пасхи. Все это происходит в знак того, что перед вознесением Иисус был сорок дней на земле.

Когда наступит полночь, в алтаре, а он знаменует небо, начинают петь стехиру. Поют ее трижды. По второму разу поют также в алтаре, но с отдернутой завесой и на тон выше. Это означает, что судьбы человечества открываются раньше на небесах, а не на земле. В третий раз пение начинается, когда священники выходят из алтаря и двигаются к середине храма, а тон становится еще выше. Заканчивают пение стехиры в середине храма и хор, и все молящиеся.

Затем начинается трезвон. Крестный Ход выходит из церкви и обходит с пением вокруг храма: «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Этот ход — олицетворение жен-мироносиц, ходивших «зело рано ко Гробу» с ароматами. Участники шествия делают остановку у западных ворот храма, как бы у дверей гроба. Здесь мироносицы узнали весть о воскрешении. Трезвон в этот момент затихает.

Настоятель церкви берет в руки кадило и ароматом ладана окутывает всех молящихся и иконы. Потом берет крест в свободную руку с трисвешником и встает лицом на восток. Перед закрытыми воротами он начертывает кадилом знамение Креста и начинает Светлую утреню.

Затем двери храма открываются и перед молящимися предстают внутренние покои, которые украсили цветами и свечами. Далее идет пасхальная заутреня, состоящая из пения канона. Потом поют стехиры и читают торжественно Евангелие.

Следующий шаг — заамвонная молитва. По ее окончании на аналое, перед иконой, изображающей Воскресшего Христа, полагается хлеб, который готовят по специальному рецепту. По-гречески такой хлеб именуют артос, освящают молитвой и окропляют святой водой. Всю Светлую Седьмицу он остается в храме.

По окончании Пасхальной литургии разносится радостное пение, и под колокольный звон верующие подходят к Кресту Господнему. Происходит обмен праздничным приветствием: «Христос воскресе!», а в ответ — «Воистину воскресе!»