Родители должны учить ребенка не подавлять свою агрессию, а отстаивать и контролировать свои интересы и права, защищать себя приемлемыми способами, принятыми в обществе,  при этом, не причиняя вреда остальным людям и не ущемляя их интересы. Одним из методов, который может помочь родителям справиться с этой задачей, являются игры с  агрессивными  детьми.

Игры с  агрессивными  детьми

Но прежде чем применить игры с агрессивными детьми, в первую очередь, необходимо найти основные причины такого поведения.

Выделяются три  источника агрессивного поведения:

1. чувства недоверия и страха у ребенка к окружающему миру, который угрожает его безопасности;

2. столкновение ребенка с тем, что его желания невыполнимы или появляется запрет на удовлетворение каких-то его определенных потребностей;

3. обретение самостоятельности, независимости и отстаивание своей территории и личности.

Итак, игры с агрессивными детьми

Сначала рекомендуется выбирать игры, с помощью которых агрессивный ребенок мог бы свой гнев выплеснуть. Есть мнение, что этот способ не эффективен и вызывает еще большую агрессию. Опыт показывает, что на первых порах дети действительно могут стать еще более агрессивными, но когда пройдет где-то примерно 4 – 8 занятий, они становятся уже более спокойными. Перечисленные ниже игры помогают снизить вербальную и невербальную агрессию и являются одним из возможных методов, когда можно легально выплеснуть свой гнев.

«Обзывалки».

Вы говорите ребенку следующее: «Давай называть друг друга различными не обидными словами, но обговорите заранее условие, какими обзывалками вы можете пользоваться. Ими могут быть названия мебели, грибов, овощей и т.п. Начало каждого обращения может начинаться так: «А ты, ….редиска!». Договоритесь, что это игра, и вы не будете друг на друга обижаться. А по окончании игры скажите что-нибудь ласковое, приятное: «А ты, … мое солнышко!».

«Рубка дров».

Основная цель этой игры заключается в том, что она помогает переключиться после продолжительной сидячей работы на активную деятельность, прочувствовать всю накопившуюся агрессивную энергию, и в течение игры ее можно было истратить.

Скажите: «Ты видел, как рубят дрова?»  Покажите, как надо держать топор, положение рук и ног при рубке дров. Встаньте, чтобы места было вокруг много. «Поставьте» полено на пенек, поднимите над головой топор и с силой его опустите, и при этом еще можно вскрикнуть: «Ха!».

«Два барана»

Игра направлена на снятие невербальной агрессии, дать возможность ребенку выплеснуть гнев «легально», снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Вы говорите: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Далее ребенок и вы широко расставляете ноги, склонив туловище немного вперед, ладонями и лбами упираетесь друг в друга. Ваша задача друг другу противостоять, как можно дольше, не сдвигаясь с места. Можно издавать при этом такой звук: «Бе-е-е-е».

Следующим шагом может быть совместное принятие решения о  том, как выйти лучшим образом из создавшейся ситуации. Этим вы расширите поведенческий репертуар ребенка.

Вербальный вариант игры «Попроси игрушку».

Ее целью является обучение ребенка эффективным способам общения. Возьмите в руки какой-либо значимый для ребенка предмет, например, любимую игрушку ребенка или книгу, и ребенок должен, подбирая нужные слова, этот предмет попросить так, чтобы вы ее захотели ему отдать. Затем ролями надо поменяться.

Невербальный вариант игры «Попроси игрушку».

Цель игры та же, и проводится оно аналогично предыдущему, но используются невербальные средства общения (жесты, мимика, жестикуляция). Потом вы можете с ребенком обсудить, когда легче было просить, какие слова надо было произносить? Игру лучше проводить чаще, особенно если ребенок конфликтует со сверстниками.

Конфликты, которые у ребенка произошли, вы можете дома также обсудить, обыграть и найти конструктивные способы выхода из них и этим пополнить его поведенческий опыт.

Следующий этап – игры на снятие мышечного напряжения, которые способствуют релаксации.

«Ласковый мелок»

Есть одно прекрасное развлечение – писать друг у друга буквы на спине, разные картинки, а потом отгадывать, что было нарисовано.

«Драка»

Ребенку предлагается представить, что он с другом поссорился, и сейчас вот-вот начнется драка. Вдохни глубоко, и стисни зубы крепко-крепко. Как можно сильнее сожми кулаки, до боли вдави в ладони пальцы. Затем необходимо на несколько секунд затаить дыхание. А теперь подумай, а стоит ли драться? Выдохни и расслабься. Ура! Все неприятности позади. Встряхни кисти рук. Ты почувствовал облегчение?

«Скульптура»

Взрослый дает следующее задание: я буду скульптором, а ты – скульптурой. Скульптор лепит из «глины» какую-либо скульптуру:

  1. Ребенок, который всем очень доволен;
  2. Ребенок, которому ничего не страшно;
  3. Ребенок, выполнивший трудное задание и т.п.

Темы для скульптуры может предлагать и сам ребенок. Потом ролями можно поменяться. После окончания игры, вы можете с ребенком обсудить, что он чувствовал в роли скульптуры, скульптора, что было приятно изображать, а что – нет.